Макропрогнозы-2026: переосмысление в интересах риск-менеджмента
Прошедший квартал ознаменовался бурными дискуссиями о макроэкономических прогнозах — во многом благодаря двум крупным событиям: конференции «Инвестиции 2026» Forbes и XXIII Российскому облигационному конгрессу Cbonds. Эти мероприятия собрали элиту экономической мысли России, и дискуссии получились действительно насыщенными.
Казалось бы, макропрогнозирование — область довольно далекая от непосредственных вопросов риск-менеджмента. Однако нас, профессионалов отрасли, все же интересуют основные макропараметры на 2026 год. Участники конференций разделились на оптимистов и пессимистов, развернув жаркие споры вокруг траектории индекса МосБиржи и динамики ВВП.
Но я подумал вот о чем. С некоторых пор мы живем уже не в реальности выборок, а в реальности генеральной совокупности. Основные параметры, которые уважаемые участники обсуждают столь энергично, сформированы на выкладках Росстата. Но мало кто знает, что, например, расчет безработицы делается по выборке менее 100 000 человек. Почему бы не взять данные Пенсионного фонда России, где есть генеральная совокупность всех занятых?
ВВП также рассчитывается по методологии Росстата, которая базируется на трех подходах: производственном (суммирование добавленной стоимости по отраслям), распределительном (доходы населения, бизнеса и государства) и методе конечного использования (потребление, инвестиции, чистый экспорт). Каждый из этих методов содержит ряд допущений, экстраполяций и корректировок. Но ведь Федеральная налоговая служба агрегирует все деловые операции в стране в ежесуточном режиме — почему бы не использовать ее данные для более точной оценки экономической активности в реальном времени?
Увы, пока мы будем обсуждать выводы выборочной аналитики, мы рискуем быть исследователями сферического коня в вакууме и неожиданно столкнуться с ухудшающимся бизнес-климатом и падением реальных доходов населения — несмотря на все споры аналитиков и красивые презентации.
Эра больших данных открывает перед нами возможность перейти от прогнозирования на основе моделей к анализу реальности на основе фактов. Возможно, пришло время переосмыслить подходы к макроэкономическому анализу в интересах более качественного риск-менеджмента.